Ювелирная эмаль это живопись жидким стеклом по металлу. Это всегда ручная работа, ведь настоящую картину не может нарисовать станок, поэтому эмаль — это исключительно талант и опыт мастера. Купить серебряные серьги, подвеску или колечко из серебра с эмалью значит приобрести для себя миниатюрное произведение искусства.

Эмаль в ювелирных изделиях

Разноцветие эмали пришло к нам из глубины веков — первые ювелирные украшения с вплавленным стеклом датируются 14 веком до нашей эры. Мастера древности наплавляли стекло на драгоценные металлы, создавая причудливые образы.

Украшения и посуда с эмалью стоили дороже предметов, инкрустированных сапфирами, рубинами и топазами из-за сложной технологии изготовления.

На каждое сложное украшение у мастера уходит от нескольких часов до целого дня, поэтому цена на украшения выше, чем на изделия массового производства. Серебряное кольцо с эмалью, подвеска или кулон — это почти всегда ручная работа.

Особенно сложно изготовить серьги. Художнику нужно создать два максимально похожих украшения для одного комплекта, поэтому работу над серьгами доверяют самым опытным эмальерам.

Эмаль — идеальный инструмент для создания детских украшений. Яркие серьги в виде героев любимых мультфильмов приводят в восторг любую девчушку, но серебряные и золотые украшения с эмалью тяжелее аналогов с фианитами и полудрагоценными камнями, особенно это касается сережек.

Виды нанесения эмали на украшения

Как тысячи лет назад, так и сейчас сплав стекла и металла отличается оттенками (они зависит от состава красок) и методом нанесения. Ювелирные украшения изготавливают тремя похожими способами.

Холодная эмаль больше напоминает керамическое или пластиковое покрытие, но более демократична по цене. Горячая эмаль обладает ярко выраженным стеклянным блеском и более высокой ценой.

Горячий метод

Горячее нанесение — самая первая технология. На украшение наносят порошок из эмали, а затем помещают в печь, разогретую до 700-900 градусов.

Цикл повторяют много раз, наносят каждый цвет поочередно. В итоге разноцветная пленка-мозаика формирует узоры из цветного стекла.

Эмаль холодная ювелирная

Эмаль холодного нанесения больше похожа на керамику, чем на стекло. Это современный стеклопластик.

Жидкую стеклянную пасту, внешне очень похожую на обычную гуашь, наносят на поверхность украшения специальными деревянными инструментами.

Застывает такой рисунок в течение 2 суток при комнатной температуре.

  • Есть светоотверждаемая холодная эмаль. Она застывает в лучах ультрафиолета, но имеет довольно скудную цветовую гамму, поэтому ее чаще применяют для реставрации или ремонта изделия.
  • Теплоотверждаемая холодная эмаль схожа с горячей, но плавится она всего при 160 градусах. Сейчас ее используют нечасто, из всех видов эмали этот- самый ненадежный и хрупкий, легко приминается ногтем.

Технологии эмали совершенствовались столетиями, но красота украшения и сложность изготовления остаются неизменными.

Уход за украшениями с эмалью

  • Эмаль — это все же стекло и требует бережного отношения. Избегайте перепадов температуры и влажности, не мойте в кольцах с эмалью посуду, не ходите в баню и не ныряйте потом в прорубь.
  • Не заливайте серьги с эмалью духами, при контакте со спиртом и отдушками краски могут изменить цвет.
  • Не роняйте украшения с эмалью на твердые поверхности, могут появится сколы. Если это все же случилось, отнесите любимое серебряное кольцо или серебряный кулон к ювелиру. Он может залить сколы бесцветной эмалью и спасти украшение от дальнейшего разрушения.
  • Чистить украшения с эмалью лучше мягкой тряпочкой, при сильном загрязнении его можно почистить зубным порошком или промыть в холодной воде с несколькими каплями нашатырного спирта.

В прочем, подобные рекомендации относятся к большинству ювелирных украшений. Поэтому есть хочется купить серебряные серьги с эмалью, серебряное кольцо с эмалью или подвеску — это нужно сделать обязательно! Главное — найти среди многообразия свой маленький шедевр.

Ювелирные украшения в эмалью постоянно в топе и на пике модных тенденций. Этот тот случай, когда новое — постоянно всплывающее забытое старое.